Казахи

Казахи  — тюркский народ, коренное население Казахстана. Составляют значительную часть населения в смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, Туркменистана, Киргизстана.
Язык — казахский. 
Религия
Большинство верующих казахов — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба (мусульманская правовая школа). Есть казахи-атеисты.
История национального казахского костюма
Традиционный казахский наряд претерпевал множество изменений, и в каждом случае влияние оказывали какие-то другие народы. До 2 века до н.э. предки казахов носили одежду из меха и кожи. Но затем на смену звериному стилю пришел полихромный. Стали использоваться другие ткани кроме кожи и меха – это сукно, войлок и импортные материалы: шелк, парча и бархат. Главной особенностью этого стиля является наличие декоративных элементов и украшений в нарядах. На формирование народного костюма казахов в дальнейшем оказали большое влияние татары, русские, тюрки и среднеазиаты. Женский народный казахский костюм стал более привлекательным, платье в поясе было приталенным, а юбка стала расклешенной с оборками. Появился отложной воротник. 
К концу XIX века казахский народ уже шил одежду в основном их хлопчатобумажной ткани, а зажиточные люди позволяли себе и более изысканные материалы.
Казахи ценили шкуры куланов, сайги и тигров, а также темные меха - енота, выхухоля, соболя, куницы и белые - горностая и хорьков. Самыми дорогими мехами были меха соболя и куницы, остальные ценились дешевле. Из шкур шили шубы. Общее название шубы у казахов - ТОН. Шубы из меха пушных зверей назывались "ИШИК". Меховая шуба, крытая высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданом невесты. Она называлась "БАС ТОН". Казахи знали технику изготовления шуб из лебяжьего пуха, пуха гагар и цапель. Шубы из меха покрывались сукном, шелком, парчой итд. и различались по названию ткани или по ее цвету. Только знатные люди носили шубу, крытую синим сукном и отороченную бобром, - КОК ТОН.
Менталитет
С детских лет у человека формировалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу родителей. Старший в семье или в роду — это непрере­каемый авторитет. Обращение к старшим допускалось только на "вы", но это нисколько не отдаляло детей от родителей, а, наоборот, способствовало их почитанию. Невесткам никогда не разрешалось называть родственников мужа по именам: она должна была придумать им псевдонимы. Подобное общение считалось нравственным эталоном, который и по сей день сохранил свою значимость.
Особая роль в процессе воспитания подрастающего поколения всегда придавалась родителям. 
Верность роду обычно закреплялась в клятвах, кото­рые давались джигитом, вступающим в жизнь в день его совершеннолетия. Местом для присяги служило какое-либо возвышение. В присутствии всех родственников произносилось признание в верности своему роду, что имело определенное моральное-психологическое значе­ние и социальный смысл в качестве назидания молодым, вступающим в самостоятельную жизнь.
"Отказ от своих слов — смерть для мужчины", — ут­верждала народная мудрость. Поэтому мужскому слову придавалось большое значение, а отец семейства незыб­лемо почитался всеми. Кроме того, требовалось безоговорочное выполнение указаний старших.
В традициях казахского народа до сих пор сохранились ритуалы приветствий, которые характеризуются почитанием и ува­жительным отношением к старшим.
Вежливое и почтительное отношение к муллам и дру­гим деятелям религии считалось наиболее важным. Эти традиции строго соблюдались во всех регионах Казах­стана. Народ верил, что несоблюдение этических норм взаимоотношений может обрушить беды на всю семью.
Уважительное и внимательное отношение к женщине также присуще казахскому народу. Представительницам слабого пола разрешалось не закрывать лицо (в отличие от других народов Востока), они могли наравне с мужчи­нами участвовать в айтысах, народных играх и праздни­ках. Юноши-джигиты всегда были готовы защитить честь женщины и отомстить обидчикам в случае ее оскорбления.
Быт
В юрте имелось четкое разграничение мест, предназ­наченных для разных представителей рода, членов семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям, ближе к входу, в левой стороне юрты. По­четное место — төр, находящееся в самом отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначалось для ста­рейшин рода, гостей, сватов. Слева от него находилась семейная (женская) половина хозяев юрты — сол жақ. Правая часть — оң жақ, считалась мужской или госте­вой, а также отводилась взрослым детям, и, в первую очередь, незамужним девушкам, достигшим совершенно­летия. Если умирал хозяин юрты, его тело переносили из левой части юрты в правую, ибо он становился "гостем" и вскоре должен был покинуть дом. 
В центре юрты находился очаг — священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тле­ющие  угли закапывали в золу, а утром разжигали их. При отделении старших сыновей им давали отдельную юрту и огонь от большой отцовской родовой юрты — үлкен үй. При первом входе в свадебную юрту или юрту свекра невестка лила растопленное сало в огонь очага, приговаривая: "Мать-огонь, благослови". В случае разво­да (что случалось довольно редко) огонь — қазан ошақ, не разрешалось отдавать, так как он символизировал жизнь рода. Наиболее характерные благожелательные пожелания связаны также с очагом. Они гласят: "Пусть не гаснет огонь в твоем очаге", "Пусть будет благоденст­вие и счастье у твоего очага" и т.д. С благоговейным от­ношением к огню связаны также запреты плевать или выливать в него что-либо, а также перешагивать или пе­репрыгивать через него.
Национальная кухня
Основные блюда — мясные. Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Одно из популярных казахских блюд называется «ет-тамак».
Также популярны куырдак (жареные кусочки в основном мяса, а также и печени, почек, легких, сердца и т. п.), «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык, ветчина — жая. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов. Из рыбных блюд наиболее известен Коктал — рыба горячего копчения, заправленная овощами. 
Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс, шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (более кислый обезвоженный айран), курт (высушенный қатық), ірімшік (сушёный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай с молоком (также используют сливки).
Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле — шелпек; «таба-нан» — лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандыр — лепёшки испечённые в тандыр-печи.
Казахская музыка
Распространенной формой казахского музыкального творчества является кюй (традиционная казахская инструментальная пьеса). Кюи характеризуются простой, смешанной и переменной метрикой и разнообразными формами: от простого наигрывания до многочастотных построений типа рондо. Музыка кюев может включать в себя частицы пентатонных звукорядов и основана на диатонике. Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). 
Казахские праздники и традиции
Наурыз – самый любимый и ожидаемый праздник в году. Он символизирует наступление весны, обновление всего живого, изобилие и плодородие. Праздник совпадает с днем весеннего равноденствия. Люди одевают национальные одежды и ходят с дарами и подношениями друг к другу в гости. Народные гуляния в этот день повсюду. 
Еще один интересный обычай – дастархан, символизирующий гостеприимство. Эта казахская народная традиция известна далеко за пределами страны. В любое время дня и ночи, если в дом постучался человек и попросил помощи, пищи или ночлега, ему не могут отказать. При этом никто не задает лишних вопросов, не расспрашивает гостя о его проблемах.
Дастархан устраивается и по праздникам. Тогда от угощений ломятся столы, а гостям предлагаются самые лучшие блюда. Почетный гость традиционно получает баранью голову, приготовленную определенным образом. Гость делит ее между участниками пиршества в соответствии с рангом каждого.
К традициям и обрядам казахского народа стоит отнести и церемонию чаепития. По-особому заваренный чай, залитый кипятком из самовара, распивают сидя на подушках за низеньким столиком. Чай пьют из широкой пиалы, предлагая первую самому почетному гостю или члену семьи. Традиции казахов – это целая философия, постичь которую можно только прожив с казахами бок о бок не один год.



Комментариев нет:

Отправить комментарий